Классное руководство

Учитель в школе не только предметник, у него есть и другая, может быть, самая главная роль в воспитании —  это роль классного руководителя

Деятельность классного руководителя многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом.

Классное руководство – это радость общения в кругу детей. Классное руководство – это реализация педагогического сотрудничества. Классное руководство – это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.

Классный руководитель должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности, и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой. Классный руководитель — это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации.

Хороший классный руководитель никогда не должен забывать об основных пяти принципах классного руководства:

Принцип первый: добровольно и радостно отдавать ученикам свое духовное богатство. Увлечения классного руководителя, например, наукой, музыкой, театром, — отличный образец для ребят, основа сотрудничества с ними.

Принцип второй: узнать своих учеников. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его — тоже во всех отношениях». Эта мысль К. Д. Ушинского не потеряла ни грана своей актуальности. Что же конкретно является предметом познания в личности? В широком плане личность — это интегральная целостность биогенных, социогенных и психогенных характеристик. Она складывается из характера и воли, мышления и внимания, темперамента и склонностей, памяти и восприятия, интересов и убеждений. На развитие личности влияет наследственность, среда, деятельность. Обладая такими сведениями о каждом своем ученике, приобретаешь шанс избежать ошибок в воспитании.

Принцип третий: уметь профессионально разрешать конфликтные ситуации. Конфликтов не избежать. Они возникают при взаимодействии классного руководителя и учащихся, учащихся между собой, классного руководителя и родителей. Пути разрешения конфликта: налаживание взаимопонимания и устранение недоразумений — методом эмпатии, методом логического анализа. Существуют еще и игровые методы. В частности, при работе со старшеклассниками можно применять деловые психологические игры. Но чтобы быть успешным в этом, классный руководитель должен открыть в себе игровое начало — способность и желание играть. Метод эмпатии — это универсальный способ разрешения конфликтов. Он подразумевает «вхождение» в личностный мир другого и пребывание в нем «как дома».

Принцип четвертый: дружба — понятие круглосуточное. «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира» — говорил наш замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский, и эти слова по-прежнему актуальны. Готов ли ты по первому зову своего ученика поспешить ему на помощь? Готов ли быть для каждого из них самым надежным другом?

Принцип пятый: стараться задействовать своих учеников так, чтобы у них не оставалось времени для безделья.

Памятка для классного руководителя

  1. Не будь назойливым, помни: у каждого свой мир интересов и увлечений, печалей и радостей.
  2. Сохраняй спокойствие, пока не найдешь правду!
  3. Войди в ситуацию, попробуй понять, что чувствует ребенок. Реши, что делать дальше.
  4. Совершай добрые и хорошие поступки, дети учатся у нас!
  5. Доставь ребенку радость общения с тобой! Похвали! Укажи на успехи! Воодушеви!
  6. Дай ребенку больше самостоятельности и права выбора.
  7. Будь внимателен! Умерь свои ожидания. Дети – это совсем не взрослые!
  8. Избегай обвинений!
  9. Покори в себе гордыню! Признайся, что и ты чего-то не знаешь!
  10. Развивай в себе незаурядность! Импровизируй!
  11. Не сравнивай себя с другими педагогами! Сравни себя сегодняшнего с собой вчерашним

На заметку классному руководителю

Характеристика на ученика школы: план написания, образец и готовые характеристики

Каждый классный руководитель сталкивается с задачей написания характеристики на учеников своего класса: такие характеристики могут требоваться в органы опеки, в полицию и ПДН, для поступления в другую школу или колледж, в военкомат. И каждый раз придумывать что-то не хочется, лучше иметь готовый шаблон или образец. Взято с сайта Pedsovet.su     Читать далее >>>

 

  1. Генератор характеристики учащегосяудобный инструмент для составления характеристики учащегося, который облегчит Вашу «нелегкую судьбу» классного руководителя.
  2. Характеристика на ученика.   © Сайт ульяновских мам — Playroom.ru

 

Уголок безопасности Смотреть

(Взято с сайта МАОУ СШ №8 поселка Новосмолинский  Володарского района Нижегородской области)

Воспитательная программа классного руководителя   (Скачать)

Буклет «Здоровым быть здОрово!» Скачать 

Памятка «Безопасность на ЖД транспорте» Скачать 

Памятка «Правила поведения с незнакомыми людьми» Скачать