Занятие 1

Занятие 1

Запуск интегрированной среды программирования

Для запуска интегрированной среды программирования нужно установить текущим каталог с Турбо Паскалем (TP7\BIN) и ввести команду: turbo.exe

Задание

Запустите среду программирования и рассмотрите экран. Перед вами полоса меню, область окна и строка статуса. Нажмите клавишу F10 — теперь вам доступны все опции меню. С помощью клавиш перемещения курсора рассмотрите меню. Нажмите клавишу Esc (вы вышли из меню). Перемещая курсор в окне следите за строкой статуса.
Почти все что вы видите и делаете в среде Турбо Паскаль происходит в окнах.

Окно — это область экрана, которую можно перемещать, изменять в размере, перекрывать, закрывать и открывать.
Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.

Активное окно — это окно с которым вы в настоящий момент работаете.

Общие горячие клавиши:

  1. F1 — выводит окно подсказки;
  2. F2 — сохраняет файл активного окна;
  3. F3 — появление диалогового окна и возможность открыть файл;
  4. F4 — запускает программу до строки, на которой стоит курсор;
  5. F5 — масштабирует диалоговое окно;
  6. F6 — переходит к следующему открытому окну;
  7. F7 — запускает программу в режиме отладки с заходом внутрь процедур;
  8. F8 — запускает программу в режиме отладки, минуя вызов процедур;
  9. F9 — компилирование программы в текущем окне;
  10. F10 — возвращение в меню.

Как войти в меню? Всего есть три возможности:

  • с помощью «мышки»;
  • с помощью клавиши F10;
  • с помощью комбинации Alt + <выделенная буква>.

О том, что мы в меню свидетельствует курсор — прямоугольник зеленого цвета.
С помощью клавиш управления курсором подсветите слово FILE и нажмите клавишу «Enter».

Появилась вертикальная таблица со списком команд, называемая выпадающим меню.

  1. Open-F3 — открыть существующий файл (при активизации этой опции появляется окно со списком файлов, где можно выбрать необходимый),
  2. New — создать новый файл (очищает память редактора и переводит в режим создания нового файла, которому присваивается имя Noname.pas; имя можно изменить при записи файла на диск),
  3. Save-F2 — сохранить файл (переписывает файл из памяти редактора на диск),
  4. Save as — сохранить с новым именем,
  5. Save all — сохранить все в окнах (записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие файлы),
  6. Change dir — смена каталога (позволяет изменить установленный по умолчанию диск или каталог),
  7. Print — печать файла,
  8. Get info — выдача информации о текущем состоянии программы и используемой памяти,
  9. DOS Shell — выход в DOS без выгрузки из памяти (для возврата ввести команду exit),
  10. Exit — выход и выгрузка из памяти.

Программы на языке Паскаль имеют блочную структуру:

1. Блок типа PROGRAM — имеет имя, состоящее только из латинских букв и цифр. Его присутствие не обязательно, но рекомендуется записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других листингов.

2. Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов:

  • раздел описания модулей (uses);
  • раздел описания меток (label);
  • раздел описания констант (const);
  • раздел описания типов данных (type);
  • раздел описания переменных (var);
  • раздел описания процедур и функций;
  • раздел описания операторов.

Общая структура программы на языке Паскаль следующая:


Рrogram ИМЯ..; {заголовок программы}
Uses …; {раздел описания модулей}
Var ..; {раздел объявления переменных}

Begin {начало исполнительной части программы}
… {последовательность
… операторов}
End. {конец программы}